1

Подписаться на новости

RSS канал новостей

Еще про Селигер

Берег левый, берег правый


С давних детских лет Борис Николаевич Максимов всей душой прикипел к напряженным будням осташковского порта. Как свои пять пальцев, знал названия судов, имена всех капитанов. Да и как было ему не засвидетельствовать свое почтение трудяге Селигеру, если родительский дом находился в двух кварталах от порта.

Мало того, пройдя без передыху две войны – финскую и Великую Отечественную – сюда устроился на работу его отец Николай Иванович Максимов. Только вот многочисленные раны лихо подорвали его здоровье, не дали насладиться романтикой водных дорог. Рано солдат оставил свое законное место в строю живых.

К этому времени, правда, Максимов-младший не только тельняшку матроса успел примерить, но и определенный авторитет в порту заработал.

Закончив в пятьдесят втором семилетку, подался было в механический техникум. Да вот беда, экзамены вроде бы и сдал, а по конкурсу не прошел. Оно, конечно, можно было попробовать в ветеринары или в финансисты, так ведь Бориса только к технике тянуло. Кое-как перекантовался Борис на берегу долгую зиму и сразу с ледоходом подался на пристань, где был тут же принят матросом на пассажирский «Киров». Еще недавно это трофейное судно ходило под флагом Германии, как сухогрузная баржа. Но осташковские водники придали ей новый мирный статус. А первым капитаном-наставником в речной судьбе Максимова стал Николай Александрович Носов. Так что получается, что в апреле 2013 года исполнится ровно шестьдесят лет, как он неразрывно связал свою биографию с Селигером.

Связал, когда по документам ему значилось всего-то пятнадцать с половиной, а в минувшую среду уже семьдесят пять стукнуло. Но сходить с корабля на берег ветеран нашего флота пока не собирается.

Борис никогда не ссылался на свой возраст, отвечая за порядок на корабле наравне со взрослыми, только палубу драил шваброй намного охотнее их.

- Раньше матросом куда сложнее работать было. Это сейчас в берег носом ткнулся, трап опустил, и готово дело. А в мои молодые годы теплоход аккуратно к деревянному причалу подходил. Большинство причалов старенькие совсем были, от волны даже качались. Матрос должен был шустро на причал выпрыгнуть, умело пришвартоваться, трап положить, за пассажирами проследить, как бы кто из них ненароком в воду не упал. Но, слава Богу, у меня таких случаев никогда не было, — скромно улыбаясь, вспоминает дела давно минувших дней Борис Николаевич.

После «Кирова» он на «Лоцмане» немного походил, а потом даже на настоящий пароход пересел. Кто тогда в Осташкове это диковинное чудо под названием «Максим Горький» не знал! Построен корабль был еще на заре XX века, в 1903 году. Но, несмотря на возраст, также бойко хлюпал по воде своим загребущим колесом.

На глазах Максимова «Горький» из парохода в теплоход превратился, сменив колесо на дизель. После этого сразу же отпала необходимость его загрузки дровами. Как правило, для этого раньше пароход на остров Вороний заходил, забирая за раз до десяти кубов дров, т.е. два полноценных самосвала. Скажете, много! Будете не правы, т.к. это всего лишь суточная норма, каковой едва хватало на рейс до Полнова и обратно. А жизнедеятельность «Максима Горького» тогда полностью от слаженной работы корабельных кочегаров зависела. Набив до отказа дровами топку, они сорок ходовых минут могли спокойно перекуривать. С водой и вовсе на пароходе проблем не было. Ее «Горький» черпал из Селигера.

Путешествие по самому протяженному маршруту, до Полнова обходилось пассажирам пятидесятых в 9 рублей. Бутылочка беленькой, в дорогу, обходилась в 25 рублей 20 копеек. Но это пример скорее для сравнения. Сельчане с приближенных земель раньше больше о хлебе насущном думали. Везли в город, на колхозный рынок десятилитровые бутылки с молоком, мясо, картофель, овощи. Порой, при всем уважении к трудовому люду, его на палубе не разместить было. И неудачники бронировали места на следующий рейс.

Закончив специальные курсы, Максимов обзавелся корочками помощника капитана. Боевое крещение в новой для себя должности проходил на мотокатере «Орел». Потом был пассажирский теплоход «Глеб Успенский».

Осенью 1957 Борис сменил форму речника на солдатскую и отправился покорять суровый заполярный край.

Весной шестидесятого года на Селигере была создана специальная служба гидротехнических сооружений, призванная заниматься обслуживанием многочисленных озерных дорог.

На смену пятидесяти селигерским бакенщикам, зажигавшим по вечерам керосиновые лампы, пришла мобильная компактная группа специалистов.

Керосиновые огоньки на фарватерах сменили аккумуляторные на фотоэлементах. Едва сходил весенний лед, Селигер тут же обрастал огромными трехсоткиллограмовыми буями на крепких цепях с якорями-присосками. С первой же осенней шугой путейцы оперативно собирали свой драгоценный арсенал. К очередной навигации приводили его в порядок и с помощью обычной лоцманской карты вновь обозначали судоходную обстановку. К семидесяти буям добавлялись береговые перевальные столбы и створы. И все начиналось сначала.

Уже десять лет Максимов возглавляет Осташковский филиал Тверского района гидросооружений, но штурвала из рук не выпускает.

В завершение встречи с удивительным человеком, настоящим трудягой, влюбленным в наш озерный край Борисом Николаевичем Максимовым, не удержался я и от провокационного вопроса:

- А с закрытыми глазами прошли бы вы замысловатыми озерными плесами и протоками?

- Конечно! Сколько за шестьдесят лет хожено по Селигерским просторам. Поди, теперь эти мили посчитай!, — глядя на меня, хитро улыбается ветеран.

Но, несмотря на это, я поверил его словам.

Олег СЕВЕРОВ

номер от 28.09.2012

Без опознавательных знаков Черноморский успех

Быстрый переход


Карта сайта

Селигерское фото дня

фото дня на Осташков.РуВсего на сайте:
Альбомов: 5240
Фото: 141451

За неделю:
Альбомов: 9
Фото: 260

Еще про Селигер

Неофициальный сайт газеты Осташковского района "Селигер". Новости про город Осташков, озеро Селигер, Осташковский район. Тексты, фотографии, видеоролики, размещеные на этом сайте могут являться объектом авторского права. Использовании материалов с этого сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
Все замечания и пожелания по поводу функционирования сайта присылайте администратору.
Карта сайта